Лад

АЗЫ РАЗУМЕНИЯ. ЛАД  (3)

Понятие «Лад» и производные от него слова и понятия до сих пор чрезвычайно широко распространены в Русском Языке и в Исконной Русо – Славянской Традиции в целом, а также в других Славянских Языках и Традициях. Эти понятия активно используются и в современной речи. В качестве типичного примера приведу сведения из одного из современных словарей.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова:

    1. Согласие, мир, покой, порядок. «На что и клад, когда у мужа и жены лад». /Пословица/. «Забудем прошлое и установим общий лад». /Крылов/.
    2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад» /Пушкин/. «Спою не хуже я и соловьиным ладом». /Крылов./ «Защёлкал, засвистал на тысячу ладов, на разные лады». /Крылов/.
    3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения; Фригийский лад, церковные лады.
    4. Лады – поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментов; клавиши гармоники.
    5. Физическое сложение, стать животных и людей. (поговорка: крепко сшит, да неладно скроен).
    6. Дружба, согласие. Быть в ладу или в ладах; мирно, дружно, в полном согласии. Противоположное: не в ладу, не в ладах; «ум с сердцем не в ладу» /Грибоедов/. «С его неясными словами моя душа звучала в лад» /Пушкин/.
    7. В лад: стройно, в соответствии: петь в лад, двигаться, плясать в лад. «Ни складу, ни ладу» /поговорка/.

Конечно, приведёнными примерами не исчерпываются значения понятия Лад. Есть ещё масса производных от него слов – существительных, глаголов, наречий. 

Например,

    1. Владыка, владетель, владычество, власть, властелин, владеть, владеть.
    2. Налаживать (устанавливать ладные связи), улаживать (разногласия, конфликты), наладиться (собраться), слаживать (согласовывать).
    3. Гладить, латать, заплатка (чинить), латы и т.д, То есть, в целом – приводить в ладный порядок.
    4. Ладно – хорошо. Лады – договорились и т.д.
    5. Ладонь, лодыжка
    6. Ладья.

Ну, и так далее! Даже из этих немногочисленных примеров вполне очевидно, что понятие Лад связано с такими важными понятиями как Власть, Порядок, Согласие, Связь, Починка. Настройка, Договор, Гармония во всевозможных её проявлениях и многими другими. Словом, практически все важнейшие сферы Жизни рода людского, нашей планеты и Вселенной в целом пропитаны разнообразными проявлениями Лада.

Это не удивительно и даже само собой разумеется, так как в Исконной Русо – Славянской Традиции Универсальный Системообразующий Принцип Лад испокон веков соотносился с Богородицей Матерью Ладой – Высшим проявлением Женского Начала во Вселенной. Уже из этого очевидно, какое высочайшее значение придавалось этому Принципу – он обожествлялся.

В наше время широко, хотя и не всегда правомерно, вместо Лада или как его синоним используется понятие Гармония. Что же такое Гармония по определению? Обратимся к словарям.

1) ГАРМОНИЯ (греч. harmonia, от harmoso - приводить в порядок).
        1. греческая Богиня Согласия, дочь Бога Войны Арея и Богини Красоты Афродиты.
        2. соразмерность частей с целым и между собой в, например, художественных произведениях.
        3. согласие с кем-либо в мнениях или поступках.
        4. вообще созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность,
        5. музыкальное созвучие, согласование; учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н. 1910).

2) ГАРМО́НИЯ, гармонии, (греч. harmonia).
        1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию». / Пушкин./
        2. Благозвучие, стройность и приятность звуков. Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.
        3. Согласованность, взаимное соответствие. Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок.
        4. Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя цельность, полнота, согласие. Мировая гармония. Душевная гармония. «Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания». / Гончаров./
        5. Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения. «Каждый жест актрисы исполнен гармонии. Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей». /Пушкин./

Я не берусь судить, насколько правомерно употребление понятия Гармонии вместо Лада в конкретных случаях, но всё же полагаю, что в целом Лад является более универсальным понятием. Кроме того, напоминаю, в Исконной Русо – Славянской Традиции универсальный системообразующий Принцип Лад соотносится с высшим проявлением женского Начала – Богородицей Матерью Ладой. 

В древнегреческой же мифологии Гармония – дочь Бога Войны Арея и Богини Красоты Афродиты. В её происхождении и сути подразумевается способность уравновешивать, согласовывать крайние противоположности. Тем не менее, очевидно, что «статус» Богородицы Лады всё-таки выше, чем «статус» Богини Согласия. Богородица порождает Богов и Богинь. Это означает, что наши Предки ясно осознавали чрезвычайную и первостепенную важность понятия Лад. А что сейчас? Насколько ладность важна и возможна сегодня?

Пример Лада и Общего Ладного Дела в наши дни

Вышеприведённые примеры и определения Лада и Гармонии, разумеется, дают пищу для ума, но, как говорится, мало трогают душу. Попробую оживить своё повествование наглядным и, надеюсь, очевидным примером того, насколько универсальны и важны разнообразные проявления Лада и Гармонии и наша сопричастность им.

Сразу уточню и напомню, что, по моему разумению, принятое в Исконной Русо - Славянской Традиции понятие Лада более универсально, чем Гармонии. Не вдаваясь в излишние пока подробности и размышления, не стану всё-таки употреблять их как безусловные синонимы. Лично для меня понятие Гармония имеет в целом рациональное, инструментальное, техническое отношение к задушевному Ладу. Возможно, я ошибаюсь. Время покажет, а ладные люди подскажут…

Итак, приведу свой пример того, как может проявляться ладность, разумность, взаимопомощь и другие благотворные качества и способности в Общем Ладном Деле в современном обществе. Например, в музыкальной сфере жизни.

Давайте представим, что в каком-то городе в лучшем концертном зале идёт концерт известного симфонического оркестра. Мимо зала течёт по своим далёким от классической музыки делам людской поток. Музыка слышна и на улице, но мало кого из прохожих «цепляет» настолько, что бы кто-то остановился и вслушался. Но вот, всё-таки находится такой и застывает у окна. Музыка настолько очаровывает его, что он пробует купить билет в кассе, но оказывается, что все билеты давно распроданы.

Наш незнакомец, судя по его поведению, безусловно, сопричастен в своей мере музыкальной гармонии как одному из наиболее значимых проявлений Лада. Но, наверное, многие из тех, кто заранее купили билеты и наслаждаются музыкой, сидя в зале, сопричастны гармонии в большей степени, коль их потребность попасть на этот концерт оказалась выше, чем у других горожан.

Упрощая, скажу, что наверняка у большинства музыкантов оркестра врождённая сопричастность музыкальной гармонии ещё выше и глубже, чем у слушателей. Именно она побудила их с детства (не без влияния и помощи родителей) заняться освоением игры на каком-либо музыкальном инструменте. Возможно, некоторым из них в детстве не очень нравились занятия музыкальными упражнениями, но со временем музыка очаровала их и восхитила их души к источнику Божественной Гармонии. Постоянная неудовлетворённость своим уровнем и стремление к совершенству позволили им со временем по праву войти в состав прославленного оркестра. Но должен был пройти ещё период слаживания и притирки с другими музыкантами не только в совместном музицировании, но и в межличностных отношениях.

Таким образом, произошло их восхождение на новый – более высокий уровень личной ладности и меры сопричастности музыкальной Гармонии. Они и их инструменты влились в нечто, превосходящее их индивидуальные способности и возможности. Играя в оркестре, они стали проводниками более мощных и сложноорганизованных проявлений Гармонии, Лада. То, что было невозможным в одиночку, стало реальным с помощью коллег – музыкантов, соучаствуя в Общем Ладном Деле - музицировании.

Каким бы слаженным и знаменитым ни был оркестр, им руководит дирижёр. Собственно говоря, он, как руководитель оркестра, занимается и слаживанием. Далеко не каждый высокопрофессиональный музыкант способен стать и дирижёром, и руководителем оркестра. Следовательно, его врождённая и заданная свыше степень сопричастности музыкальной гармонии и душевной ладности ещё выше, чем у всех музыкантов оркестра. Он способен охватить своей душой не только отдельные партии, но и все исполняемые произведения в целом, все их партитуры.

Но ведь был ещё и композитор, который или сочинил эту музыку, или она сама вошла в него свыше как Божественное Откровение, как Божий Дар и ему осталось лишь зафиксировать её в нотах. Тогда его уровень сопричастности музыкальной гармонии и, следовательно, Вселенскому Ладу на порядок выше, чем у дирижёра и музыкантов.

Чем более именит дирижёр и знаменит оркестр, тем в большей степени они стремятся выступать в залах с хорошей акустикой. Такого рода залы проектируют высокопрофессиональные архитекторы, а строят достойные такого проекта строители. Внутреннее убранство концертного зала поручают также достойным художникам – оформителям, скульпторам, дизайнерам и т.д.

Словом, создаётся должным образом организованное и украшенное пространство – Храм Музыки, в котором будет возможно более проникновенное и возвышенное исполнение и более глубокое восприятие музыкальных произведений. Созидатели Храма должны быть сопричастными разным проявлениям Лада и Гармонии в математике, архитектуре, строительстве в целом, а также в искусстве. Таким образом, происходит взаимопроникновение разнообразных проявлений Лада, участвующих в Общем Ладном Деле – проявлении музыкальной гармонии на максимально возможном по качеству уровне. Одновременно происходит и ладное взаимодействие многих людей – профессионалов на своём поприще.

Но ведь были и те, кто когда-то придумал, изобрёл и сделал конкретные музыкальные инструменты во всём их разнообразии. Далее технологии и секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Это позволяет и сегодня продолжать создавать их другим – современным мастерам, также по-своему сопричастным Ладу и уже не только как музыкальной Гармонии. Они бесспорно должны обладать музыкальными способностями, уметь не только настраивать, но и играть на созданных ими инструментах. Но сверх того, они должны уметь проектировать и создавать музыкальные инструменты.

При изготовлении музыкальных инструментов используются разные материалы: дерево, металлы, кожа и другие. Материалы должны «созреть» и быть должным образом подготовлены к процессу изготовления, который может быть весьма длительным и многоступенчатым. Мастера должны быть сведущими не только в «материаловедении», но и умелыми в разнообразных ремёслах и технологиях. Это подразумевает высокую степень их разумного профессионализма в ремёслах, слитую с сопричастностью к музыкальной Гармонии. Таким образом, через мастеров – изготовителей в общую сокровищницу Лада привносится разумная и гармоничная рукотворная составляющая.

Материалы (деревья, металлы, кожа и другие) в их первозданном виде порождены Матерью Природой. В процессе их зарождения, порождения и становления участвовали не только сугубо земные и космические природные факторы, но и универсальные Вселенские Стихии, Принципы, Законы и, наконец, Божественное Вдохновение.

Всё вышеуказанное поспособствовало тому, чтобы Божественный Лад смог полноценно проявиться в нашем мире, гармонизируя и облагораживая его и наши души. Сама по себе Мать Природа сделала для этого всё, что смогла, но разумное и Духовное измерения в наш мир могут привнести только одухотворённые, одарённые, разумные, ладные и умелые люди. Тем самым они не только стяжают в мир сей разнообразные проявления Лада, но и продвигают совокупную природную и общую людскую ладность на следующий более высокий уровень.

Всё это было бы невозможно сделать в одиночку даже самому музыкально одарённому человеку. Потребовалось соучастие и взаимопомощь многих по-своему одарённых людей в их, как выяснилось, Общем Ладном Деле. Причём, Деле не только современников, но и далёких предшественников. Общее Ладное Дело свело их Вечном Настоящем – Подлинном пространственно-временном измерении Вселенского Лада. Оно же даровало им подлинное и непреходящее счастье сопричастности Божественному измерению и реального соучастия в Богосотворчестве.

А начиналось всё в незапамятные времена с игры на простейшей тростниковой дудочке…

Однако вернёмся к нашей действительности, в которой вполне очевидны не только проявления Лада и Гармонии, но и многочисленные признаки разлада и дисгармонии во всех важнейших сферах жизни рода людского и в нём самом. Для того, чтобы начать разбираться в причудливой смеси ладного и неладного, гармоничного и дисгармоничного, наполняющей жизненное многообразие, надо выделить наиболее существенное и универсальное. В этом нам поможет системный подход, который плодотворно используется не только в науке, но и в системной практике Ягры.

Продолжение следует...

Предлагаем посмотреть архив статей >> Архив